ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УЧАСТОК УЖЕ ЕСТЬ… | Сады Северо-Запада
наверх

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УЧАСТОК УЖЕ ЕСТЬ…

Александр Дементьев,
кандидат биологических наук, член Шведской ассоциации экологов, президент Центра сохранения природного и культурного наследия Северо-запада, Санкт-Петербург
Екатерина Буланина ,
биолог, Санкт-Петербург

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УЧАСТОК УЖЕ ЕСТЬ…

Как это ни грустно звучит, правильнее всего продать придорожный участок и приобрести новый подальше от путей сообщения. Если же вы не хотите расстаться с придорожным садом, то следует предпринять ряд мер, уменьшающих вред, приносимый саду и вашему здоровью близлежащей магистралью.

  • Защита придорожного участка должна включать в себя защиту от воздушных, водных и почвенных загрязнений.
  • Для начала необходимо отгородиться от дороги высоким, непроницаемым для ветра, пыли и брызг забором. Конечно, он не отсечет полностью поступление загрязнителей на участок, но все же ограничит их распространение.
  • Желательно забор делать слегка наклоненным в сторону дороги, так как выхлопы тяжелее воздуха и, отражаясь от наклонного забора, они будут больше оседать в придорожной полосе.
  • По поверхности забора можно пустить вьющиеся растения, например девичий виноград или хмель. Именно они смогут стать защитным экраном, пока не сформировалась плотная стенка из кустарников.
  • Для уменьшения загрязнения воды и почвы сделайте хороший дренаж.
  • Если участок расположен на одном уровне или чуть ниже дорожного полотна, лучшим решением будет поднять его уровень еще до строительства дома. Не забудьте при этом предусмотреть уклон в сторону дороги, чтобы талые воды могли стекать в придорожную канаву.
  • Важно грамотно спланировать расположение дома, хозяйственных построек, огорода.
  • Дом размещайте как можно дальше от дороги, вход в него делайте с обратной стороны. Предусмотрите, чтобы на дорогу выходили комнаты, в которых вы проводите недолгое время, с минимальным количеством окон.
  • Места отдыха (детский уголок, беседка, площадка с мангалом) необходимо располагать в наиболее удаленной от дороги зоне участка. Они могут находиться под прикрытием дома, густой растительной кулисы или плотной группы крупных кустарников.
  • Размещайте нежилые постройки – сараи, баню, гараж – в зоне, непосредственно примыкающей к магистрали.
  • Создавайте всяческие преграды на пути ветра, дующего с дороги. Используйте вертикальное озеленение при помощи арок, пергол, стройте поперек участка подпорные стенки и озеленяйте их.
  • Создавайте «зеленые комнаты», перегораживая участок разновысокими живыми изгородями.
  • Посадите в центре сада несколько деревьев с широкими кронами.
  • Есть специальные методы и материалы, уменьшающие вибрацию и шум в здании. При заказе строительства дома учтите этот момент. 
Под подвалом (тексты и баннеры): 

ПОЧВЫ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ

«Копилка садовых советов»,
проект «Сады Северо-Запада»

Почва — фундамент благополучия всего живого. Именно почва принимает на себя выбросы и отходы, выполняя важнейшую роль буфера и очистителя. Она накапливает тяжелые металлы, пестициды, углеводороды и другие загрязняющие вещества, очищая от них воздух и защищая грунтовые воды. Зато растениям подчас приходится туго. Они вынуждены потреблять все то, что им дает почва, а это не всегда полезно – ни им, ни нам, если эти растения съедобные.

Полностью обезопасить почву рядом с крупной магистралью не удастся: частично будет проникать загрязненная «верховодка», а сухая пыль –  смываться и сдуваться ветром с листвы деревьев. В довершение всего, в систему ухода за придорожным садом обязательно включают частую промывку почвы, а значит, почва может заболачиваться.

Простых методов очистки почв от тяжелых металлов и других вредных веществ не существует. Поэтому главное в борьбе с загрязнением почвы – различные агрохимические приемы.

  • Больше всего почва страдает вблизи оживленных автомагистралей. Рядом с железной дорогой загрязнение менее выражено, зато сохраняется на большем расстоянии.
  • Загрязнение медью, хромом, цинком, никелем, свинцом уменьшает общее количество почвенных бактерий, полезных насекомых (в частности жужелиц), дождевых червей. В результате почва становится неплодородной, растения болеют грибными заболеваниями, теряют листву, засыхают и легко поражаются вредителями.
  • Если в почве есть избыток каких-либо элементов, растения обязательно накопят их: если почва переудобрена азотом – растения накопят нитраты, если избыток тяжелых металлов – накопят металлы.
  • Опасны подвижные соединения тяжелых металлов –  они-то и усваиваются растениями, а через них – человеком и животными. Пока тяжелые металлы прочно связаны с составными частями почвы, они труднодоступны для растений.
  • В кислой почве соединения тяжелых металлов превращаются в подвижные, так как металлы лучше растворяются в кислотах. Поэтому в растениях, выращенных на кислой почве, содержится значительно больше тяжелых металлов, чем в выращенных на нейтральных или известковых.
  • На легких песчаных малоплодородных почвах с кислой реакцией растения легко накапливают тяжелые металлы. Кроме того, в песчаных, хорошо промываемых почвах тяжелые металлы легко просачиваются в грунтовые воды и быстро разносятся ими.
  • Почвы, богатые глинами, обладают способностью накапливать тяжелые элементы. А вот самоочищение таких почв происходит очень медленно.
  • Меньше всего вредные вещества растения накапливают на тяжелых влагоемких почвах с высоким содержанием гумуса, обогащенных известью. К таким почвам относятся наиболее плодородные черноземы, пойменные земли.

Экологическая экспертиза

  • Перед покупкой придорожного участка необходимо провести комплексную экологическую экспертизу воды, почвы и воздуха.
  • Воздух, поверхностные и подземные воды перемещают загрязняющие вещества, а почва, растения, животные, донный ил их накапливают.
  • Для получения точной картины экологи советуют исследовать почву. Ведь именно она хранит в себе многолетнюю информацию об ее использовании.
  • Особое внимание стоит уделить колодцам, которые собирают поверхностную воду. Обязательно сдайте воду в СЭС на анализ.
  • Взятие проб лучше доверить специалистам, особенно если участок достаточно большой. Если же вы хотите сделать это самостоятельно, серьезно отнеситесь к отбору почвенных образцов, так как допущенные при этом ошибки станут причиной неправильных результатов анализов.
  • Уровень шума тоже нужно проверять. Шумы бывают дневные и вечерние. Днем мы зачастую не обращаем внимания на них, но ночью железная дорога или оживленная трасса с плохим покрытием станут причиной бессонницы.

Санитарные нормы

  • Узнайте, разрешено ли строительство на выбранном участке. Нельзя строить дом в санитарных (защитных) зонах железных и автомобильных дорог. Территорию, в пределах которой вредные для человека воздействия могут превысить предельно допустимые, называют защитной полосой. Такая полоса может достигать 300 и более метров.
  • Согласно СНиП 30-02-97 территорию садоводческого (дачного) объединения необходимо отделять от железных дорог любых категорий и автодорог общего пользования I, II, III категорий санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 м, от автодорог IV категории — не менее 25 м, с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м.
  • В любом случае желательно, чтобы между трассой с интенсивным движением и домом с огородом расстояние было не меньше 100 м. Если же этот интервал не выдерживается, то между трассой и огородом надо предусмотреть многоярусную плотную живую изгородь.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика