Садовые растения | Сады Северо-Запада
наверх

Садовые растения

Юрий Марковский,
ландшафтный дизайнер и садовод с 33-летним стажем работы в Ботаническом саду РАН, автор книг, статей и лекций по садоводству, Санкт-Петербург. Подробнее об авторе

Садовые растения

Без растений садов не бывает. Они используются даже в аскетичных японских садах, хотя бы в качестве «заимствованного пейзажа» за забором.

В садах свободной, пейзажной планировки растительной основой являются древесные виды. Крупные деревья становятся каркасом, на котором крепится вся композиция, а пышные кустарники заполняют объемы, подчеркивают пропорции и разграничивают пространство. Цветочные растения в таких садах играют роль бижутерии или макияжа  — они лишь украшают сад, дополняют его цветом, но композицию не формируют.

В садах симметричной, регулярной планировки растения нужны в основном для создания живых геометрических форм, и  красочного фона в партерах. По этой причине среди древесных пород ценятся лишь те, что пригодны для стрижки, а среди цветочных те, что сохраняют декоративность или цветут в течение всего лета.

В «букетных» садах основу, естественно, составляют цветочные растения, как многолетние, так и те, что высаживаются лишь на сезон. Древесные растения используются очень умеренно — в основном для создания высотных доминант и живых изгородей.

Особое место растения занимают в миксбордерах. Пышный садовый миксбордер – этот яркий неувядающий букет – предел мечтаний любого садовода. Эти цветники располагают вдоль стены здания, забора или вдоль дорожки и, в зависимости от стиля, заполняют самыми разнообразными растениями. Классические миксбордеры собирают из травянистых многолетников и лишь дополняют их летними и двулетними культурами. Такие композиции являются характерным элементом ландшафтных садов, но в наше время они полюбились настолько, что стали одними из самых распространенных видов цветников современного дачного сада. Совершенно естественно, что стилистика миксбордеров очень расширилась, и ныне их создают не только из цветочных, но и из древесных растений. Особенно интересны такие фантазийные интерпретации, как миксбордер-рокарий, теневой миксбордер, или очень модные ныне монохромные композиции.

Классические миксбордеры должны создавать идеализированный образ цветущего луга, что вынуждает использовать в них растения разных сроков цветения для подержания непрерывно эффектного впечатления.

Порядок высадки растений 

Размещая растения, многие не задумываются, что от порядка их высадки зависит рисунок композиции, а в конечном счете — вся жизнь сада. Позвольте предложить вам мою систему высадки растений, довольно рациональную и проверенную на многочисленных ошибках, к счастью, не моих.

В первую очередь сажают хвойные и лиственные деревья. Растения с красивой кроной становятся доминантной основой композиции и формируют «скелет» сада, а те, что обладают красивой листвой или плотной кроной, создают кулисы. Это правило надо неукоснительно соблюдать не только для создания сбалансированной картины, но и потому, что эти растения высаживают навсегда.

Во вторую очередь высаживают кустарники. Разнообразие этих растений столь велико, что после их посадки можно считать работу по созданию сада полностью законченной. Для любителей цветочных растений такое утверждение может показаться обидным, и зря, ведь кустарники бывают как лиственными, так и хвойными, они не только обладают листвой разной формы, фактуры и окраски, но и прекрасно цветут. И все же главной работой, которую выполняют кустарники в саду, становится формирование объемов  — без них сад будет плоским.

А как же любимые наши цветочки? Поймите меня правильно, но с точки зрения ценности для дизайна сада, они не нужны вовсе — сад формируют древесные. Но если говорить откровенно (по-человечески, а не по-дизайнерски), то сад без них, как дом без детей — спокойно, но скучно! Так что поговорим о наших любимцах — цветах.

Самые надежные — травянистые многолетники. Им нет числа, и для каждого сада можно выбрать достаточный ассортимент прекрасных растений как для цветения, так и для декорации красивыми листьями. Для дизайна наиболее ценны виды и сорта с красивыми листьями — хосты, бруннеры, медуницы, астильбоидесы, дармеры, тиареллы, манжетки, папоротники и декоративные травы. Для садовода наиболее желанны красивоцветущие многолетники — флоксы, пионы, дельфиниумы, люпины, маки, всевозможные ромашки и колокольчики. Как ни печально, но именно эти растения становятся «врагами» любой композиции, поскольку после цветения их невзрачные листья сад не украшают. Именно поэтому этих красавцев приходится маскировать декоративнолиственными видами или прятать в миксбордеры. К счастью для нас, среди многолетников очень много растений, совмещающих в себе лучшие качества — красивое цветение и эффектную листву, именно они чаще других заполняют наши сады и прикрывают прорехи в композициях.

Пышные кустарники и крупные декоративнолиственные многолетники создают объемы и разграничивают пространство сада. Для формальных и фантазийных садов особенно ценны растения, выдерживающие формирующую стрижку.

Особую роль играют в саду эфемероиды — растения с коротким циклом весенне-летнего роста и четко выраженным периодом летнего покоя. Их немало — это и популярные тюльпаны, нарциссы, гиацинты и не менее любимые мелколуковичные: крокусыкандыки, мускари сциллы и хионодксы. Спору нет, эти растения прекрасны, особенно если они высажены крупными куртинами или смешанными группами. Обидно другое — их очаровательное, но недолгое цветение быстро сменяется неприглядным видом засыхающих листьев. Рябчик императорский – роскошное эфемероидное растение, но украшает сад лишь весной. Именно поэтому эфемероиды важны лишь для оформления весеннего сада. Это рассуждение разумно и рационально, но руководствоваться им нелегко, ведь именно эти растения дарят нам то, чего мы ждем всю зиму — радость первого цветения.

Отдельную группу составляют растения сложной агротехники: сортовые розы, крупнолистные гортензии, георгины, гладиолусы, канны, клубневые бегонии. Одни из них требуют зимнего укрытия, другие — хранения. И то и другое совсем не просто, отчего неопытным садоводам следует от них отказаться, хотя бы на период начального формирования сада. Вместе с тем все они очень любимы и довольно просты при летнем содержании, поэтому те, кто имеет соответствующие возможности, приобретают их каждую весну.

Среди растений есть и такие, что с полным правом могут носить имя палочек-выручалочек. Это так называемые сезонные виды: летники, двулетники и комнатные. Они занимают места ушедших на покой или погибших экземпляров и спасают любую композицию. Ассортимент видов летников и двулетников очень велик, но наиболее важны среди них долгоцветущие: агератумы, настурции, бархатцы, лобелии, петунии, обсадочные астры. Их сорта прекрасны и многочисленны, что позволяет использовать летники и двулетники универсально: для создания бордюров, посадки на переднем плане цветников, украшения ваз и ампельных вазонов в палисаднике. Ту же роль играют и комнатные растения как красивоцветущие, так и декоративно-лиственные: пеларгонии, фуксии, бальзамины и колеусы. Более того, многие домашние питомцы могут стать изюминками вашего сада, придав ему оригинальность и своеобразие. Это всем известные и очень простые в уходе хлорофитумы, плющи, сансевьеры и все суккуленты, вплоть до алое, агав и кактусов.

Красочная палитра сада. Цвет и свет — это те ингредиенты, из которых создается настроение сада. На первый взгляд, все просто — чем сад красочнее, тем ярче и веселее. А может, вульгарнее? Подумайте об этом, ведь буйство цвета свойственно лишь цветочным садам. Возможен и иной вариант — гамма нежных цветовых оттенков и световых бликов романтического сада.  Но не скучен ли такой сад? Каждый решает эту проблему по-своему, согласуясь лишь со своим вкусом и характером.

Зеленый — цвет природы, цвет жизни. Зеленый окружает нас со всех сторон, и никакой цветник без него невозможен. Именно это более всего отличает букет от цветника: в первом — главное цветы, во втором — они лишь драгоценности в природном обрамлении зеленой листвы. Зеленый цвет абсолютно нейтрален — при составлении композиции сада мы о нем даже не думаем, он также естественен, как окружающий нас воздух. Возможно, именно поэтому мы его не замечаем и не учитываем при формировании цветовой гаммы. Современные тенденции дизайна выводят зеленый в разряд основных цветов и даже создают из него монохромные композиции, сочетая с переходными оттенками белого и желтого. Но, пожалуй, самыми утонченными являются его комбинации с мягкими пастельными тонами, а самыми авангардными с такими яркими и чистыми цветами, как красный. Зеленый цвет переменчив и никогда не бывает скучен — его оттенки имеют богатейшую палитру тонов от сизо-зеленого до золотистого и палево-зеленого. Вариации зеленого создают блики и делают композицию многоплановой и объемной. Модным направлением дизайна являются монохромные цветники, и самыми оригинальными из них становятся именно зеленые. Стиль таких композиций определяют не только листья, но и зеленые цветки.

Некоторые растения имеют их от природы, но многие приобретают это качество в результате селекционной работы. Вот почему зеленоватые цветки встречаются ныне не только у манжеток, чемериц, зигаденусов, трилиумов и трициртисов, но и у тюльпанов, гортензийгладиолусов, морозников и многих других садовых растений.

Синий и зеленый — основные цвета природы. Они неразделимы, поскольку это цвета неба и растительности. Поэтому сине-фиолетовая и зеленая гаммы прекрасно гармонируют, но не контрастируют. Голубой (светло-синий) — цвет неба и воды, он практически нейтрален и прекрасно сочетается со всеми цветами. Темно-голубой и синий — холодные тона, они углубляют перспективу и становятся прекрасным фоном для ярких красок, оттеняя и смягчая их. Темно-синий и фиолетовый — очень мрачны,  использование этих тонов без участия ярких красок делает цветник глухим и практически незаметным. Даже отдельные пятна этих колеров создают явные световые провалы. В среде растений оттенки сине-фиолетовой гаммы типичны лишь для цветков и плодов, но для листвы редки. Единственными растениями с листвой сизо-голубых тонов являются сорта хвойных, облепиха, ива и лох серебристый.

Белый цвет чист, универсален, но достаточно контрастен. Это великолепная связка между иными колерами. Вместе с тем белый — это цвет снега, поэтому он невольно ассоциируется с холодом. Листвы белого цвета в чистом виде не бывает, но все чаще встречаются пестролистные формы с белыми полосками, крапинками и каймой. Сизо-голубая и палево-желтая листва распространена довольно широко, особенно среди сортовых форм. Именно эти тона присутствуют в окраске хвойных растений и большинства пестролистных форм травянистых многолетников. Чистый белый цвет проявляется лишь в цветении плодовых деревьев — весной, спирей, рододендронов и цветочных растений — летом.

Использование изысканной бело-розовой гаммы придает саду воздушность и делает его романтичным. Для этого могут подойти любые растений, в том числе, лилии, тысячелистник «жемчужница», восхитительные розы, спиреи и фантастически красивые древовидные пионы.

Пурпур. Этот цвет является одним из промежуточных оттенков красного и синего, близок к фиолетовому, но гораздо краснее. Настоящий пурпур встречается только у цветков. В садоводстве, по сложившейся традиции, пурпурной называют окраску листвы красновато-бурых оттенков. В латинских названиях растений, особенно их сортов, часто встречаются определения purpurea, atropurpurea, указывающие на эту окраску. Листва этих тонов очень важна для садовых композиций, поскольку вносит в них элемент разнообразия, отличающий летний сад от осеннего. Особенно эффектно сочетание растений с пурпурной и желтой листвой. Не следует забывать, что чрезмерное летнее использование этих красок может внести в сад осеннее настроение, поэтому их обязательно нужно заметно разбавлять зеленым и сизым.

Серый и коричневый — одни из самых естественных природных цветов. Растений, имеющих цветки этих окрасок, очень мало, зато листья этих колеров встречаются нередко. Серые тона обычно называют сизыми, и они совершенно обычны для сортов елей, сосен и можжевельников. Коричневая (бурая) окраска листа часто ошибочно ассоциируется с пурпурной, встречается у живучек и появляется осенью у некоторых видов хвойных. Для дизайна сада эта колористическая гамма важнее всего в ее основных ипостасях — земли, древесной коры, шишек. Именно они и становятся прекрасной фоновой мульчей для любых композиций.

Красный (кроваво-красный или алый). Красный цвет – истинный фаворит, поэтому в цветнике он требует смягчения нейтральными оттенками зеленого и белого. Это самый «опасный», агрессивный и полностью самодостаточный цвет. В саду его следует использовать очень осторожно и обязательно дублировать неоднократно, поскольку одинокий всплеск яркого красного цвета резко отвлекает внимание на себя.

В цветниках красный лучше всего сочетается с синим и белым. Красивое, но очень резкое сочетание красного с желтым — без разбавления сине-фиолетовым и зеленым здесь не обойтись. Очень грубым выглядит сочетание красного с розовым или голубым. Однако такие оттенки, как винно-красный, рубиновый, шарлаховый, лососево-красный и другие, теряют активность и могут оказаться весьма эффектными для создания цветовых композиций.

Желтый — один из самых жизнерадостных и распространенных природных колеров. Встречается он не только у цветов, но и у листьев. Особенно обилен этот цвет весной и осенью. Оттенки желтого весьма разнообразны и нередко обыгрываются при создании моноколерных (оттеночных) композиций. Оранжевый, солнечно-желтый, светло-желтый, лимонно-желтый, желто-зеленый — изумительная по красоте цветовая гамма, которая прекрасно сочетается с арсеналом сине-фиолетовых красок. Желтая гамма – одна из самых богатых и противоречивых, одни из ее оттенков входят с жесткий диссонанс, другие прекрасно гармонируют.

Оранжевый. Этот цвет является производным между красным и желтым и встречается как у цветков, так и у листьев. Активные огненные ассоциации, вызываемые этим цветом, возбуждают и создают радостное настроение. Лучшими тонами, сочетающимися с оранжевым, станут зеленые, фиолетовые и пурпурные. Самыми неудачными и даже раздражающими являются сочетания оранжевого и розового.

Впрочем, нет ничего более абсурдного, чем диктовать свои вкусы, особенно в цветовых сочетаниях — каждый воспринимает их по-своему.

Задать вопрос Юрию Марковскому

Под подвалом (тексты и баннеры): 

 

Торговля деревьями в Петербурге XVIII века

Елена Келлер
писатель, кандидат культурологи

 


Сегодня трудно представить, что в XVIII веке Петербург буквально утопал в зелени. Российскую столицу широким кольцом окружали старинные сады, переходящие в леса. Начало озеленению города было положено Петром I. В 1710 году была основана садовая контора. 27 июля 1713 года на одном из первых голландских судов, прибывших в строящийся город, на одном борту привезли разборную яхту, а на другом — садовые деревья. Вскоре из Ревеля были доставлены липы и клены. Царским указом клены, посаженные на улицах, огораживали «во избежание их порчи». Петр довольно часто одаривал своих приближенных различными деревьями, так в 1716 году были получены из‑за границы саженцы для царских садов, а часть из них была пожалована князю А. Меншикову, в 1717 году граф В. М. Апраксин получил в подарок яблони и другие деревья для своего сада.

Главным пунктом продажи деревьев поначалу была биржа. Из Гамбурга поставляли лавровые, померанцевые, цитронные и другие заморские саженцы, а из Голландии — «деревья, пирамидами сделанные, яблони, груши, сливы и другие сорта». Обыкновенно поставкой занимались на свой страх и риск шкипера приезжавших в Петербург судов. В начале 50‑х годов ХVIII века привоз был незначительным, и местные садоводы начали сами выписывать заморские деревья — французские яблони, груши, сливы, вишни и оранжерейные деревья. Этот промысел оказался выгодным делом, в которое включились люди, не причастные к садоводству. В 1769 году в «Петербургских ведомостях» появились объявления: «У часового мастера в Большой Владимирской продаются фруктовые и прочие растения»; «У портного в Аничковском переулке продаются несколько сот иностранных привозных деревьев с плодами по вольной цене». К 1786 году привозная торговля приняла громадные размеры: «В Офицерской улице в доме № 194 в трактире имеется до 4000 разных иностранных плодоносных деревьев, как с высокими, так и низкими штамбами, которые продаются сотнями или как кому угодно».

Конкурентами такой торговли стали садовники Императорских садов. Медицинский огород, нынешний Ботанический сад, в 1756 году опубликовал первое объявление: «В оранжереях Санкт-Петербургского Медицинского огорода, желающим покупать Африканские, Американские и другие чужестранные деревья, а также разведенные в том огороде кустарники, как‑то: барбарис, смородник и им подобные, могут явиться у определенного при том огороде Аптекаря». Вскоре продажа сосредоточилась в Итальянском саду, «где продаваться будут разные оранжерейные деревья, кофейные, померанцевые и лимонные разной величины, которых продажа начнется сего августа 31 числа и производиться будет повседневно пополудни с 4 часов до вечера».

Владельцы некоторых частных садов продавали как сами деревья, так и плоды, такие сады называли торговыми и зародились они на Выборгской стороне. Уже в 1738 году встречаются объявления: «Сад с беседкою, в том саду груши и яблони 95 деревьев, да смородины 10 гряд, доход от 24 до 40 рублей в год». Количество садов на Выборгской стороне все время увеличивалось. Появлялась информация о новых садах: в 1747 году сообщалось, что «Сад барона фон Врангеля помещается на Выборгской стороне недалеко от Сампсоневского моста, хорошо расположен и обнесен дощатым забором. В этом саду помещается оранжерея на 15 саженях с 4 отделениями, 2 теплицы, каждая на 4 сажени, из которых одна усажена плодоносными майскими в грунте находящимися вишнями, 9 парников, в каждом по 4 сажени длины, 24 гряды голландской спаржевой рассады, 69 гряд лучшей клубники и довольное число красной, белой, черной смородины, барбарису, малины, до трехсот привитых, плододающих вишен и столько же яблок белого налива и других сортов, фруктовые деревья в кадках, также множество разных кустарников и других цветов в грунте, горшках, липовые деревья, акации, орешник в беседках, аллеях и рощицах, которые пересекаются протекающей небольшой речкою и проведенными двумя шлюзами, и 2 пруда с карасями. Доход собирается с него ежегодно до 600 рублей».

Покупатели чаще искали свои русские деревья, за которыми, как считалось, надо было меньше ухода. Исключением были черные, красные и белые вишни. Продавались главным образом «околированные здесь плодоносные испанские вишневые деревья двух сортов: ранняя и морели, на коих от 200 до 300 ягод, а также в кадках в полном цвету». В большом ходу были московские и украинские яблони: «Петербургская сторона, позади Греческого корпуса, № 46 продаются 3 дня привезенные из Москвы деревья»; «Васильевский остров, 9 линия, д. № 36, 2000 маленьких яблонь украинских и русских хороших сортов, плодоносные сквозного белого и желтого налива, царского шипа и апорт».

Деревья можно было приобретать у садовников самых влиятельных особ: «За Малой Охтой у ее Превосходительства г-жи Полтороцкой продаются абрикосовые и персиковые деревья»; «В Александровке на даче ее Сиятельства княгини Вяземской продаются многоразличные и превосходные сорта плодоносных деревьев кадками и горшками, также немецкие в грунте деревья, которые привыкли к здешнему климату, дают от себя плод, коль скоро тщательно зимнею порою обвиваемы будут рогожами, еще померанцевые лавровые большие и малые деревья».

Особой популярностью пользовалась сибирская акация, которую «заводят у нас по большей части в садах и для единого только увеселения» — так писалось в журналах того времени. «Она не боится ничего и не бывает повреждена никакими бедствиями, никакой род червей не заводится на них и никакое животное не повреждает ее, ибо натура снабдила это дерево множеством маленьких иголок, сохраняющих его от прожорливости животных, а сверх того ствол сего дерева не так низок, чтобы могли ветви его с земли доставать звери хищные; птицы не вьют никогда на них своих гнезд, а змеи и жабы никогда под сим деревом видимы не бывают и потому под акацией без опасения можно отдыхать; дождевая вода не делает ему вреда, оно от всех зол бывает освобождено, и потому получило греческое название акация, что значит: дерево, освобожденное от зла». В продажу поступали деревья от 2, 3 и 8 лет.

Значительным был торг кронными березами и липами. О березе ученые садоводы того времени писали, что «сие дерево бывает высоко, когда не препятствуют его росту, и тогда оно растет одним кустом, когда стоит между вырубленными деревьями. Хотя березы особливо любят расти на влажных местах, однако они растут и на тех местах, которые бесплодны». Возраст березы определялся в 50–52 года. Кроме того, давались очень подробные советы об изготовлении шампанского вина из березовицы, это березовое шампанское считалось лучше привозимого из Шампани. Торг березками был сосредоточен на Васильевском острове: «Продается к украшению садов до 1000 подчищенных березок с тем, чтобы самому покупателю их с корнями вынуть».

Обращение к рекламным объявлениям позволяет представить себе как картину старинных петербургских садов, так и торговлю деревьями в XVIII веке. Однако, как известно, спрос рождает предложение, и объявления появлялись в столичной прессе тогда, когда предложение уже начинало превышать спрос, когда нужно было зазвать покупателя, поэтому приведенные даты могут быть не вполне точными, и возможно, те или иные деревья начали культивироваться в Петербурге несколько раньше.

 

Яндекс.Метрика