ЧАСТЬ 2. «ИЮЛЬ» (Анданте)
садовод, писатель, Санкт-Петербург, сад – Ленинградская обл., п. Комарово Подробне об авторе
ЧАСТЬ 2. «ИЮЛЬ» (Анданте)
«Хорошо еще звезды над нами, хорошо,
есть простор для чувства столь
великого, как любовь.»
/Карел Чапек/
Ах, если бы я мог показать вам все эти сбегающие по камням ручейки, тихие озерца, разливы и заводи цветущих флоксов, генцианы, гвоздики, камнеломок, драбы и дриаса, тимьяна и аюги («не забывая также, - я снова цитирую Чапека, - альпийской астры, денежника, ползучей полыни, эринуса, молочая и мыльнянки, и эродиума, и гутчинсии... и бесчисленного количества других прекрасных цветов...»), словом всего того «самого прелестного, что эта суровая земля создала в минуту разнеженности» (не все правда цветет именно в это время года). Какое красочное разнообразие, но ничего чрезмерно яркого, вызывающего: «Я здесь, на меня, на меня смотрите!» Сад отдыхает.
Увы, по разным причинам сполна передать это состояние тихого покоя (stillife), который, кстати длится недолго, я не могу. А из того, что намерен показать, честно признаюсь, кое-что цвело не в июле, а в июне, но по законам жанра - анданте - лучше соответствует Второй части.
Итак, вот она вступительная музыка анданте. Каменистая горка /122/, дальневосточный анемон виллосиссима /123/, рамонда микенская, родом из Греции /124/, наш, всем хорошо знакомый барвинок /125/, нежная розовая, в отличие от обычной лесной, фрагария (земляника иначе) /126/, цветущая камнеломка /127/, еще одна, из Манчжурии /128/, прелестные незабудки /129/. А вот это тот самый дриоптерис Буша, который по весне мы чуть не приняли за цветок; подрос и вот какой стал красавец /130/!
А это что за редкая птица /131/, немного смахивающая на садовую аквилегию? Глядите-ка - еще одна /132/, похожая с виду на ирис!
Идем дальше, но осторожно, пожалуйста, чтобы никого не вспугнуть. Так и есть - лесное существо, не иначе из отряда древовидных /133/, а рядом белоокаймленная хоста с вечно - ну уж месяцев пять, это точно, цветущими листьями. Еще одно лесное существо, но уже «камневидное» 134/. Мы как-то на время забыли о них, а напрасно. Вот экземпляр покрупнее, вальяжно развалившийся между мхов и папоротников /135/; этот сам кого хочешь напугает. Еще два, несущие сторожевую службу /136/: охраняют вход в сад из прилегающего к нему леса. А тут, на другом конце сада, похоже, уже целая популяция под охраной недвусмысленно поднявшей голову кобры /137/. Только не говорите мне, что все это «просто камни».
А чем это так напуганы голостебельные маки /138/? О да, у них действительно устрашающего вида сосед.
Ладно, оставим их лучше в покое, поищем места поспокойнее. Хм, кто-то осмелился запечатлеть свою тень на камне /139/. Ну, конечно, бесстрашная лесная ромашка, нивяник, вон их тут сколько /140/! А вот и изысканные лесные растения: дактилориза - белая /141/ и более распространенная, пятнистая /142/. Еще одно чудесное лесное растение - колокольчик персиколистный /143/. А откуда тут взялся этот странного вида крест /144/? Тоже колокольчик, садовая форма. Прелестная дицентра прекрасная /145/, в отличие от "великолепной", spectabilis, /см. 31/ не столь эффектна, зато цветет практически все лето, до поздней осени.
Так же, как и не понятно, почему так названная, бетоника /146/. Чуть не проглядели чудесные белые цветки подофила /147/, того самого, что, помните, по весне заигрывал с удивленным нарциссом /см. 45/.
Но внимание! На исходе белых ночей, видимо желая хоть сколько-то продлить ощущение этого природного явления, в саду наступает свой собственный "белый период". Скажу больше, в ветреный день иногда кажется, что в воздухе носятся снежинки и местами усыпают землю тонким не тающим слоем. А вместе со снежинками по саду разносятся волны блаженного аромата.
Почетное право известить о наступлении "белого периода" принадлежит калине под названием "Буль де неж" /148/. В сумерках ее раскидистые ветки словно жонглируют аккуратными кругленькими снежками, приглашая побросаться ими и вас. Призыв подхватывает, однако, дикорастущая роза спинозиссима; это латинское слово означает «колючейшая», она действительно такова, но я бы лучше назвал ее (уж не знаю, как это по латыни) – «ароматнейшая», к тому же ее махровые с желтоватой серединкой цветки очень красивы /149/. Этот аромат окончательно пробуждает (а возможно вызывает и ревность) многочисленные кусты жасмина (правильнее - чубушника), цветение которого и есть апофеоз «белого периода» /150/.
В смысле запаха чубушник почти не уступает розе; зато он имеет подавляющее численное превосходство, так что кажется, будто весь сад опрыскан духами.
На исходе белых ночей
Распускает крылья жасмин,
И становится вновь веселей и светлей
В по весне загрустившем саду.
На исходе белых ночей
Зажигаются в окнах огни;
Значит, мы не одни: не одни средь людей
В нашем белом, белом саду.
На исходе белых ночей
Снова звезды нам светят с небес.
Счастлив тот, кто из всех путеводных огней
Свой в жасминовом сыщет саду.
На исходе белых ночей
Оживает жизни ручей,
И струит на весь мир аромат
Белый жасминовый сад.
По мере сил пытается внести свою лепту и дальневосточная гортензия черешчатая /151/. Это такая лиана; пока что она намертво прикрепилась к сосне, но при случае способна уцепиться и за неосторожно снизившееся облачко.
Травянистые многолетники не желают отставать от древесных и вносят свою посильную лепту, отряжая для этой цели двухметровые заросли арункуса с его молочно-белыми изящными метелками /152/; такими они останутся еще долгое время после того, как отцветут все кустарники. В какой-то мере арункус пытаются поддержать роджерсия подофилловая /153/ и роскошный своими листьями астильбоидес /154/. Но «белый период» вскоре завершится, а с ним практически завершится (в конце июля) и наше прихотливое северное лето – «карикатура южных зим», как справедливо назвал его великий поэт. Однако другого нам не дано, так что будем благодарны и этому. Во всяком случае, каким бы оно в тот или иной год ни было, можно с уверенностью сказать: оно сделало все, что могло. Впрочем, до этого еще далеко.
Живая ты,
Пока я жив! -
Твоей мечтой, твоею болью, мукой,
Которыми себя вооружив,
Змею разлуки приручить почти сумел я.
Какая ж это смерть,
Когда весь сад в цветах -
Подрос и возмужал и год от года краше! /155/
Какая ж это смерть, когда в моих стихах
Любовь не умирает наша!?
Пока я жив...
Ты ветер - я ладья,
Несущая вослед огням Вселенной
По мутным волнам бытия нетленный
Алый
парус
наш!
Вот они наши алые паруса - огненные восточные маки /156/! Вы заметили, вкрадчивое начало анданте, давно уже перешло еще не в крещендо, но уже в полнозвучное звучание всего оркестра. Солирующие партии несомненно должны быть отданы ирисам - сибирскому /157/ и, что большая редкость, японскому /158/, да, да, это он, просто еще не полностью расцвел - вот, можете убедиться /159/. А как вам нравится эта вечная непоседа наперстянка /160, 161/? А таволга, почему-то с эпитетом "красная", хотя на самом деле она всегда розовая /162/, что, впрочем, на мой вкус, ничуть не хуже. С ней безуспешно пробует соперничать стройный изящный василисник /163/, но для нас он хорош и такой, каков есть. А еще это пора цветения многочисленных и разнообразных астильб /164/. Не забудем и о более скромных голосах: дальневосточная ястребинка /165/ и застенчивая простушка астранция /166/.
Ну что, убедились, наконец, что действительно
Сад - оркестр!
А партитуры
Начертаны лучами солнца в вышине.
Что там теперь - лазурь?
Ага, аллегро, даже престо в до мажоре! /167/
© Сады Северо-Запада.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru или http://сады-севзап.рф