ЧАСТЬ 1. «ВЕСНА» (Аллегро)
садовод, писатель, Санкт-Петербург, сад – Ленинградская обл., п. Комарово Подробне об авторе
ЧАСТЬ 1. «ВЕСНА» (Аллегро)
В марте небо голубей, чем в ноябре?
Сердце ожило в груди -
Хоть чуть-чуть?
Те, кто зиму жил в норе, не робей:
Мрак и холод позади - светел путь!
Гей, из леса выходи,
Грейся, радуйся, цвети -
Счастлив будь!
Так и есть: в саду появилось первое лесное существо из отряда, так сказать, древовидных. Только не говорите мне, что это неодушевленный предмет.
Миновала темная пора -
Рассеялась, как нездоровый сон.
Здравствуй, солнце!
Отныне снова тебе здравствовать, о солнце! -
Над миром, сбросившим ледовые оковы,
Среди неба долгожданно голубого,
Среди пылких снегов и веселого янтарного мороза.
Расцветают с утра по краям облаков
Нежно-розовые трепетные розы.
Волны воздуха окатывают землю,
Леса им внемлют -
Каждой почкой, каждой веточкой,
И кажется, что слышишь,
Как они дышат... дышат...
А вот, наконец, и то, что мы так долго ждали, - первые цветы. Цветы? Вот это цветы? Да, смею вас заверить - цветы: петазитес, или белокопытник, если вам так больше нравится (мне нет). Оригинальнейший представитель дальневосточной флоры. Летом у него отрастают листья, по два-три горизонтально расположенных листа метрового и более диаметра на толстом черешке высотой почти до двух метров! Под таким сооружением легко укрыться даже от проливного дождя.
Холодно леукойуму - с босыми-то ножками на снегу. Но цветет, однако, - первый из мелколуковичных растений.
Иное дело - гелеборус. Или просто морозник. Запомните этого сиятельного горца, мы еще встретимся с ним. Можно только сожалеть, что некие ученые мужи из-за каких-то невидимых глазом черных корней окрестили этого белоснежного красавца едва ли не оскорбительным эпитетом "нигер".
Обыкновенной лесной гепатике в этом плане повезло куда больше: ведь она "нобилис" - "благородная".
А теперь нас ждет встреча с миром дальневосточных растений; пожалуй, нигде сейчас мы не увидим столько интересного и необычного. Стой, белолицый, не подходи! Ага, симплокарпус - вооружен и очень опасен. Прошу заметить, что проход тут нам будет заказан еще около трех недель, пока стоят, подобно духам лесным, такие вот остроклювые головы. Между тем, это всего лишь цветок, а торчащая перед ним зеленая пика - будущий лист.
А кто здесь рядом - невеста? Да, и зовут ее уменьшительно Лизи, а по-ученому лизихитон. Или, что то же самое, белокрыльник. Не столь импозантна, но зато как изысканна!
И еще один близкий родственник из семейства так называемых ароидных. Аризема робустум. Впрочем, примечательна она не столько цветками, сколько плодами; мы еще их увидим.
Томный, задумчивый триллиум. К сожалению, он эфемероид: через месяц - полтора над землей уже ничего не останется - и жди опять целый год! Солнечная кроха - адонис амурский. Цветки у него распускаются несколько раньше, чем ажурные листья. Тоже эфемероид, к сожалению. Уютно пристроилась среди камней нежная маленькая джефферсония.
А это - неужели тоже цветы? - ошеломленно спросит читатель. Спешу успокоить вас: нет, на этот раз не цветы - так распускается редкий папоротник дриоптерис Буша. Мы еще увидим его.
Зима иссякла. Снег воплотился
В подснежники и леукойум.
Неспокоен
Хор детских голосов на боевых кустах
Смородины, форзиции, сирени.
Гоняет ветер в нетерпенье
Два - три скрежещущих листа.
Уже заполнена галерка:
Чета сорок, ворона, белка, дятел
Да ребятня - синички, воробьи, -
Все ждут Маэстро - Мирового Дирижера;
Тяжелый занавес раздвинется вот-вот,
Сверкая, палочка взметнется золотая -
И хор, ликуя, запоет
Глорию маю!
Запели. Чище и звонче других - весенние кларнеты, крокусы, сначала сольная партия, затем и вся группа. А вот и фагот - эритрониум. Развеселая легкомысленная хохлатка. А это - всего лишь мускари; просто на этом снимке он силится обмануть нас - представиться большим и загадочным.
Лиха беда начало. Цветы, как птицы, слетаются в сад, стремительно заселяя его. Особое место среди весенних многолетников по праву принадлежит многочисленному и удивительно разнообразному роду примул. Пальму первенства оспаривают у них пульсатиллы.
В лучах заходящего солнца зажигают свои светильники папоротники и снова возникают разнообразные лесные существа. Постепенно все погружается в темноту, в которой тревожно и даже жутковато вспыхивает белым пламенем шахматная фритиллярия «Альба». А пониже как одинокая звездочка светится малютка эритрониум «Уайт Сплендор».
Но ночи в мае короткие, и вот уже на рассвете в саду появляются эльфы, вернее их цветок эпимедиум. Там, где водятся эльфы, неудивительно обнаружить и башмачки самой Венеры, оставившие позади себя чье-то «разбитое сердце», в ботанике оно зовется дицентра великолепная.
Дальше, дальше распространяется солнце по саду, находя все новые благодарные души. Среди них черная камчатская фритиллярия; в тени она действительно выглядит почти черной! А вот это коренастый крепыш бадан, которому, право, больше подошло бы название «бодан», такой он упругий и «набычившийся».
Но мы чуть не забыли о кустарниках. А они уже давно громко заявляют о себе своим цветением. Золотая форзиция, одной из первых, не дожидаясь даже, когда у нее отрастут листья, вступившая в весенний оркестр. Красавица вейгелла Миддендорфа. А это кто? - что-то очень знакомое... Барбарис! Роскошная вечнозеленая магония. И, наконец, пышная японская айва.
Звенит мой сад на тысячи ладов,
Дробится солнце в лепестках тысячекратно.
Рубины, аметисты в сто карат,
Гранаты и сапфиры - что за клад
Рассыпан по земле - бери бесплатно!
Ну, так что там еще «бесплатного», к чему мы не успели «прислушаться», на что не обратили внимание? Ну, как же, к примеру, лук Розенбаха. Еще один адонис - весенний; он крупнее, и импозантнее своего амурского родича, к тому же его листва сохраняется до конца лета. Два дикорастущих пиона: сахалинский, язык не поворачивается называть его «обратнояйцевидным» - уж путь будет латинское «обовата», и, напротив, вполне благозвучно звучащий и по-русски пион молочноцветковый. И, наконец, немного печальная, задумчивая аквилегия. Согласитесь, есть все же особая выразительность в цветке, когда он один. Ибо один цветок - личность, много - всегда толпа, сколь бы красочна она ни была. Как сказал японский поэт Кавабата Мицунари, «один цветок лучше, чем сто, передает цветочность цветка». В этом мы убедимся еще не раз.
В набирающим силу оркестре возникает новая тема - нарциссы! Шопен... История его любви.
Среди блистательных тюльпанов
Стоял задумчивый нарцисс.
Лицом белее, чем сметана,
Душой он светел был и чист.
Совсем один на белом свете,
От дома отчего вдали,
Он пленник Розы был, чьи плети
Его ревниво стерегли.
Не знаю, почему-то - или мне кажется? - на этих утонченных цветах неуловимо лежит печать одиночества, грусти. Не всегда, конечно. Вот этого мы видим явно заинтересованным чем-то... эта компания странных скачущих перед ним существ... Да это же ростки подофила, того самого, что осенью одарит сад своими необыкновенными плодами. Впрочем, встречаются и одинокие гордецы. Ба, да здесь уже целая семья! А вот и подлинная драма: третий - лишний.
И все же нарциссы, я бы сказал, не первые - вторые скрипки в оркестре. А первые?
Весна, весна! - мир снова молод,
Все в нем о жизни говорит!
Бежал на север - и забыт
Давно ль еще всесильный холод!
Сады и лес не помнят зла;
Долготерпенью их награда -
Тюльпаны, царственно-парадны,
И зелень, девственно-светла.
Живи и радуйся!
Тюльпаны. Одно только звучание этого слова таит в себе какую-то магию. В нем ощущается пылкость и царственность, аристократическая гордость и душевная щедрость, и бог знает, что еще, о чем поведать могла бы только музыка. Лично меня нисколько не удивляет, что именно из-за тюльпанов разыгрывались когда-то драмы и совершались преступления, ибо редкий тюльпан это такое же сокровище, как, скажем, необыкновенный алмаз или красавица женщина, да простят меня за такое сравнение. Да я бы и сам ради обладания Царицей Савской хоть сейчас объявил бы войну Голландии. Ну, а в нашем весеннем оркестре – тюльпаны это все равно что первые скрипки - и ни слова больше, на меньшее я не согласен.
Первыми подают голос отпрыски высокородных, точнее высокогорных прародителей: тюльпанов Кауфмана, Фостера и Грейга. Вот они: изысканная Анцилла; добродетельная Перлина; импозантный Плезир; дерзкий Кейп Код; скромная Ред Ридинг Худ, что в переводе с английского означает «Красная шапочка» /54/; огненная Красавица скал,или Роккери Бьюти; аристократическая Сильвия ван Леннеп, не правда ли какая изысканная, взволнованно-завораживающая красота, словно сердце герцогини воспылало запретной любовью.
Увы, в эту пору редко обходится без похолоданий и дождей. И вот печальная картина:
С поникшими главами полукругом
Тюльпаны стояли молча.
Склонились до земли миндаль, вейгелла, дрок...
Ну, а принцы весны гиацинты (к сожалению, в нашем весеннем оркестре их партия малозаметна) и вовсе повержены навзничь.
Ах, если бы я знал всех-всех цветов наречья,
Я так бы им сказал:
- Утешьтесь, ничего, ведь вам страдать не вечно;
Солнце занемогло всего лишь ненадолго
И к вам, еще увидите, вернется.
Все равно побеждает в природе
То, что ей искони суждено,
Своенравной кокетке – погоде
Ход светил изменить не дано.
Вихрь исчезнет в бескрайности неба,
Солнца плод зазвенит налитой,
И в саду венценосная Шеба
В диадеме взойдет золотой!
Ну, Шебу, а точнее «Куинн оф Шеба», мы с вами, Бог даст, еще увидим. Но пока стихия и не думает униматься, напротив.
Мой сад - как полк перед атакой
Под шквальным вражеским огнем.
Не гнуться, доблестная гвардия тюльпанов!
Сомкните, рододендроны, ряды,
Прикройте примулы пехоту.
Всем ждать сигнала Солнца - и вперед!
За май! За сад! За Вечную Любовь!
За небо звездно-голубое!
О, что за яростный, прекрасный будет бой
В разрывах тысячи бутонов!
Один тюльпан все же выстоял, сейчас он - как знамя над полем боя. Не смогла стихия загасить и пламя его собратьев, не даром они и названы Flame (в переводе с английского – «пламя»). Их пример вдохновил и всю "гвардию": вспыхнул сад, встрепенулся, как большая радужная птица перед полетом, - и снова праздник, снова нескончаемый карнавал.
В небе звезды -
В саду тюльпаны.
Я не знаю, что ярче,
Но ближе, дороже, теплее
Конечно же, вы, звезды сада.
Радость оживает подле вас,
Душа светлеет.
Ну как, согласны? В многоголосном ликующем хоре заметно выделяются несколько сольных партий: нежное сопрано примадонны Пуриссима, золотой тенор Голден Апельдорн и могучий баритон Фью Сапербл.
Внимание! - представители королевской династии. Благородный Принц Чарльз! Трагический, уже отрекшийся от престола Король Лир! И наконец... Падите ниц, смертные! Перед вам Ее величество Царица Савская, Куинн оф Шеба - в своей золотой диадеме.
Последние тюльпаны - могикане,
Живая память об утраченной весне.
Не во сне ли это факельное шествие ты видел?
Опустели белые ночи, нет более приюта для солнца.
Груз живительной грусти оросит всходы лета,
И зазвенит оно призывно розами в зените своей славы,
И лилиями в небо устремится!
Но долго ещё будут саду сниться
Солнечные витязи - тюльпаны.
Снова дождь, но теплый, июньский. Такой дождь благодать для рододендронов. И для нас тоже. Как это у Чапека? "Благодатный дождь, прохладная ласка воды! Обдай мою душу, омой мое сердце, сверкающая студеная роса! Звените, серебристые поцелуи, которыми жаждущая земля отвечает на удары капель. Шумите, летучие ледяные вихри... Все вздохнули с облегчением: трава, я, земля - мы все. Так нам хорошо!"
Дождь устилает траву жемчугами;
Такое богатство - и все под ногами!
А мы так постыдно ворчим,
Что скучно и грустно,
Что пусто в кармане...
Бог с вами, богатство же вот - под ногами;
Не бойтесь: 1здесь 0 хватит на всех -
И останется!
Братья, давайте споем светлый гимн -
Создателю, небу, дождю или лесу;
Жить в братстве - богатство, а как интересно!
Возвысимся, братья, над мраком своим.
Мрак? Какой еще мрак, когда цветут рододендроны! Сколько их - глаза разбегаются - всех цветов радуги, могучие под три метра, и совсем крохотки, из-под папоротника еле видно; одни щеголяют зеленой листвой круглый год, другие носят ее только летом, зато осенью полыхают, как костер, и тем самым отогревают себя и соседей. Говорю вам, велика и многообразна семья рододендронов; одно у них общее: все они любят горы. И если роза - признанная королева среди цветов, то рододендрон, несомненно, король. Горный король! Что же касается нашего весеннего оркестра, то даже не знаю, с чем их отождествить: тут и альты, и виолончели, и медные трубы, словом, тутти - это когда звучит весь оркестр (не забудьте еще и про первые скрипки - тюльпаны).
И вот вам
ИНТЕРМЕЦЦО
МАРШ РОДОДЕНДРОНОВ
Откуда родом вы, рододендроны,
Племя горное, гордое?
Мы с Кавказа! - С Альп! - С Колымы!
Я с Тибета, а он с Каракорума!
Мы для неба землёй рождены
И цветём мы для птиц и для звёзд.
Нам опора - гранит,
Не устрашит
Нас ни дождь, ни снег, ни мороз.
Будет время для лилий и роз.
А пока всеми красками Рембрандта
В моём тихом саду
Вдохновенно цветут
Знаменосцы весны - рододендроны.
Мы с Хоккайдо ! С Курил! С берегов Кэтевби!
Из Канады мы!.. с Каракорума!
С вами я, преисполненный братской любви,
Племя гордое, горное.
К сожалению, я не могу показать вам и малой доли того несметного богатства, что создано природой с помощью человека или без оного. Ну вот хотя бы «Каннингхемс Уайт», старейший из сохранивших свое значение высокодекоративных сортов, выведенный ботаником Каннингхемом в Эдинбурге еще в 1850 г. С тех пор были созданы сотни, а возможно, и тысячи разнообразнейших по форме куста и расцветке цветков садовых форм, но этот, право же, не уступает им по своим достоинствам, а главное, он, в отличие от подавляющего большинства, не боится морозов - даже под 30 градусов!
А вот этого ни с кем несравнимого красавца вы, боюсь, уже нигде не увидите. Я назвал его в честь оригинатора известного латвийского ученого Р. Кондратовича «Рихард» и течение ряда лет был, кажется, единственным в мире обладателем подлинного сокровища. Вглядитесь в эти мощные, величиной с суповую тарелку, соцветия, в их меняющуюсся в процессе цветения от интенсивно розовой до розовато-сиреневой окраску, и не говорите мне больше ни о клематисах, ни о пионах. В последний раз он цвел так, что почти не видно было листьев, пропел свою лебединую песню и внезапно, буквально у меня на глазах, почему-то погиб!
Лучшие умирают первыми - это правило распространяется не только на людей. Но и действуя без всякой помощи человека, когда его и в помине-то еще не было, природа тоже достигла немалого. Особенно она преуспела в в Японии. Вообще я заметил, что большинство произрастающих там растений едва ли не красивейшие каждый в своем роду - не потому ли, что их там любят и понимают, как нигде? Рододендроны тому подтверждение.
Мы уже видели осыпающийся под дождем рододендрон Альбрехта. Зацветает он одним из первых и на две-три недели становится украшением сада, даже тюльпаны, помнится, косились ревниво. В эту пору достойную компанию ему мог составить лишь наш, алтайский, рододендрон Ледебура, с полувечнозелеными листьями. А сейчас черед их собратьев. Вот они: листопадный рододендрон японский и его желтая форма, не столь эффектная, возможно, летом, но вот увидите, как зацветут у нее по осени листья; и вечнозеленый рододендрон Меттерниха. Похоже, это как раз тот случай, когда Создатель превзошел само го себя, а нам остается лишь смиренно учиться.
И в Китае тоже есть на что посмотреть. Хотя это и не всегда легко: горы - выше 4000 м. Одного такого верхолаза мы уже видели: рододендрон келетикум. А вот и еще два, вполне достойных, чтобы карабкаться на такую высоту; это карликовые вечнозеленые виды: рододендроны руссатум и импедитум. А пониже, что-нибудь около 1500 м, обитель чудесного листопадного рододендрона молле.
Не поленимся посетить и Кавказ, чтобы лишний раз полюбоваться на царственный рододендрон Смирнова и непритязательный листопадный лютеум, то есть желтый.
Еще нам необходимо побывать в Канаде, где, наряду с фирменным рододендроном канадским, встречается и не менее изящная белая форма. И на Дальнем Востоке, родине роскошного рододендрона Шлиппенбаха, и...
- Стоп! Довольно.
- Но мы еще не были ни на Аляске, ни на Камчатке, ни на Сахалине.
- Да успокойся ж, мой милый. Вспомни лучше, что говорил по этому поводу Карел Чапек: "Нет такой красоты, которой можно было бы насладиться досыта". Да и время не позволяет, слышишь - уже зазвучала финальная кода, конец первой части. Разве может слабый человеческий голос перекрыть эти божественные звуки!
Ладно, я умолкаю. А вы уж сами слушайте (или смотрите) как сумеете – фото 1, фото 2, фото 3, фото 4, фото 5, фото 6, фото 7, фото 8).
«Осень садовода начинается в марте,
первыми отцветают подснежники.»
/Карел Чапек/
Отцветают и в мае цветы.
Ж-ж-ж-ж...
Попался шмель в ловушку!
Вот и сиди теперь до самого утра,
Пока не разомкнутся лепестки тюльпана -
Мне бы так!
Облачко пожаловало в сад,
Чтоб насладиться золотом заката.
Входная плата - чистым серебром!
Ж-ж-ж...
Уже июль - начало листопада.
Я не оговорился: скоро июль, ибо весеннее аллегро в действительности завершается не в мае, а в начале июля. Переход весны в лето наиболее органичный в природе: ему не свойственны драматические столкновения и контрасты, возникающие на стыке других времен года. Но перемена и здесь налицо: в пресыщенном красками саду на какое-то время наступает период успокоения, анданте.
© Сады Северо-Запада.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru или http://сады-севзап.рф